Animals and plants Plants and animals Fauna and plants Flora and animals Animals and plants

Sense organs

the World of an animal is defined by its sensations. Often prevailing role is played by any one sense organ, but also others continuously throw the owner information hailstones.

Ears of the owl silently flying over a meadow in a moonlight night, sensitively catch each rustle in a grass, and from its sharp-sighted eyes will not disappear the slightest movement. The mouse, probing shivering short moustaches road in dense raznotrave, finds on a smell food and all time listens attentively to night calm - whether the easy rustle of owl's wings will reach. The life completely depends on sense organs and mice, and owls. If will bring hearing or sight one is threatened with instant  destruction, another - starvation. Anyhow, posterity it not to deduce any more. The life to new generation will be given only by those who will manage to survive, - owls and mice with the sense organs aggravated to a limit, and their posterity will inherit these qualities. So sensual perceptions of a predator and a victim are from generation to generation perfected in struggle for a survival. As a result of evolutionary process of an owl and the mouse became owners hardly probable not the most advanced sense organs in all animal kingdom.

For us there is no more important feeling, than sight, and some animals perfectly do without it, living in the dark world of smells and touches. However, the majority of live beings reacts to light in this or that form. We will tell, the earthworm does not have eyes, but all its body feels a sunlight. The worm hooked by a shovel immediately will feel that it has appeared on light, and will hasten to be earthed, far away from hungry bird's eyes and hot solar beams. At animals the light perception is concentrated mainly in groups of special photosensitive cages, i.e. In eyes. The most simple on a structure of an eye at larvae of insects, for example, at caterpillars. They feel light and moving shades of potential enemies, but anything more. Each simple eye consists of group of photosensitive cages, or a retina located behind a motionless crystalline lens which serves it as protection and focuses on it light beams.

Difficult eyes

Difficult compound eyes of an adult insect consist of set of simple eyes. So, the eye of a usual bee includes approximately 5000 fasetok, each of which covers the tiny field of vision and will transform it to the primitive image. Of these uncountable elements also there is a mosaic picture of world around.

However difficult eyes with their huge field of the review and excellent colour sensitivity nevertheless do not give the accurate image of a subject. In this sense single-chamber eyes of vertebrate animals (fishes, amphibious, reptiles, birds and mammals) and such advanced bespozvonochnyh, as squids and cuttlefishes are much more perfect.

Sense organs In more advanced eye structure familiar to us "§Ёѕё=рышъ-ёх=ёр=ър" it is improved and allows to receive more accurate image. Much more widely and more variously a set of photosensitive cages and in the retina. At land animals light gets into an eye through a cornea - convex "юъю°ъю" forming a forward wall of an eye, - and a crystalline lens, the flexible lens, capable to change a refraction corner. Thanks to it focusing varies, and irrespective of distance on a retina the accurate image of a subject gets. The excellent visual acuity allowing such birds as the falcon-sapsan, to notice small extraction from height to 100 m and with sniper accuracy becomes result to amaze a victim.

The Distinctive feature of the majority of predators is also binocular sight. Two directly and close planted eyes see hardly different images of the same subject which, being combined in a brain, give sensation of depth. Ability unmistakably to define a distance to a victim has huge value for birds of prey.

But - to a pigeon - the circular review is required to their potential extraction in time to notice the enemy. Therefore his eyes are located on each side heads, expanding a point of view, but, without providing binocular vision. The same law is traced and at mammals - compare, for example, a wolf and a deer.

Colour perception

Colour of a light beam depends on length of a wave. The shortest light waves which the person is capable to distinguish, - violet, the long - red. At some animals, for example, dogs, colour sight is developed worse, than at us, but at others it leaves far beyond a visible spectrum. Many insects (butterflies, bees) react to the ultra-violet beams reflected by colours, and some snakes (boas, rattlesnakes, pythons) "тшф =" infra-red radiation of the warm-blooded victim, catching its special receptors in poles on a lip. With their help the rattlesnake finds extraction in a total darkness, steals up to it and strikes well-aimed blow.


If sight is a perception of light beams touch and hearing is a mechanical reaction of touch cages on external razdrazhiteli at direct contact to firm bodies, liquids or under the pressure of air. For some animals touch is pivotal of all feelings. To a walrus, digging out molluscs from a ground ground, helps to be guided with muddy water not only a gentle and sensitive skin on a muzzle, but also "ѕё№" consisting from 450 with superfluous hairs. Through a network of nervous fibres they transfer almost visible image of a sea-bottom in a brain. The same function is carried out by picturesque moustaches of other mammals and hairs at many other live beings. We will tell, insects feel nothing as a surface of the chitinous armour, but perfectly perceive surrounding subjects the thin hairs which have sprouted through kutikulu. At other animals this function is carried out by the nervous terminations located in especially sensitive sites of a skin. So, at primacies the most sensitive tactile zone are finger-tips, and at an elephant - a trunk tip. Osjazatelnye receptors of a snail are concentrated to tips flexible rozhek, and at marsh birds like kronshnepa - on a tip of a long beak.

the Lateral line

At fishes osjazatelnye receptors are collected in lateral lines on both parties of a body. The lateral line is the channel lasting under a skin from a head to a tail, supplied nearby osjazatelnyh receptors and opening outside the tiny in regular intervals located apertures. At movement of fish in water the slightest fluctuations of external pressure get into apertures of a lateral line and gidravlicheski are transferred along all channel, stimulating the nervous terminations.

Thanks to it fish perfectly feels the direct environment. Too close having swum up in the dark to an obstacle, she will feel increase of pressure and will turn aside. At approach of other subject - we will tell, the enemy - its remoteness, size, a direction of movement and even the form can be defined on waves which disperse from it in the dense water environment.


The Principle of action of organs of hearing about the same, as a lateral line. Sound waves is, as a matter of fact, the same fluctuations of pressure of air or water. So, published by movement of wings komarinyj peep represents 500 fluctuations of pressure (cycles) in a second, i.e. Its frequency is equal 500 hertz. That the ear has caught these fluctuations, sound waves should get to the acoustical channel supplied with a thin membrane - an eardrum. It vibrates in a resonance with fluctuations of external pressure, and these vibrations are transferred to group of the receptors hidden in an internal ear.

At mammals acoustical nerves are located in a twisting conic tube - a snail. The narrowed end of this tube reacts to high frequencies (high notes), and wide - on low. As well as in a case with the sight, different animals perceive various ranges of sounds. The whale hears the low-frequency sound signals reaching for hundreds of kilometres in ocean waters. But the bat catches sounds frequency to 100 thousand hertz. The top limit zvukovosprijatija makes the person of all 20 thousand hertz.


The Bat in own way uses a hypersensibility to high frequencies. The majority of these small animals is guided in space on a sound, continuously publishing high-frequency poshchelkivanija and defining distance to obstacles and extraction on the reflected signal. The above frequency of impulses, the works system more effectively.

It is curious that ears of the majority of moths are set up so that sensitively catch these ultrasonic impulses. Bats - their main enemies so the before them you will hear, the better.

Some animals do not have ears as those, but they feel the vibrations transferred by firm materials. The snake is absolutely deaf from the anatomic point of view, but bones of its jaw and a skull catch the easiest concussions of soil.

Chemical feelings

width="200" We seldom realise "Sense organs" that air is full of the smallest chemical particles which for some animals are not less informative, than images or sounds. The snake hunting in a grass, continuously tries air the doubled language which submits the caught particles to a special receptor in the top sky, named Yakobson's body. Analyzing their chemical compound, the snake unmistakably tracks down a victim.

The Dog too sniffs to air (and to subjects), involving a nose soaring chemical particles. For it the smell is the main characteristic of world around, and even with the relatives it communicates with the help of smells, leaving the "тшчш=э№х ърЁ=юёъш" at each lamppost.


The Smell is capable to transmit strong sexual signals, and many females use smells for attraction of males. These chemical substances named feromonami, are often carried by a wind and caught by males on huge distances. So, the female of a silkworm develops feromon bombikol, and the male catches its receptors similar to aerials. They are set sensitively up on strictly certain substance, and, hardly having felt its presence at air, the insect directs to a smell source.

With the mechanism of sense of smell flavouring sensation - the mechanism is in many respects similar to that difference that chemical particles are dissolved in liquids and felt only in a mouth. The aggravated flavouring perception meets at the most unexpected animals, serving as reliable protection against poisonous food. So, the spider often suffices and will paralyse improper extraction, but, hardly having tried it, immediately throws out away.

Electromagnetic feelings

We have rather foggy idea About touch systems of some animals. It is known that the shark is guided, first of all, by sharp sense of smell. But at a short distance it finds the victim captured by fear on weak electrosignals of its nervous fibres. Them catches "ср=рЁхщър" from the receptors filled with jellylike weight in a head of a shark, and at some small kinds these bodies even can generate the chaotic electric categories confusing large sharks.

To some signs, sharks use this system and for orientation at ocean, somehow becoming isolated on a magnetic field of the Earth (magnetism and an electricity - closely connected phenomena). Similar bodies, apparently, serve as navigating devices to whales and birds of passage.

Internal feelings

The Animal not only reacts to world around. Sense organs are necessary to it and to operate own body - to keep balance, to be guided in space, to feel a pain, hunger, weariness, fear and many other things.

Many functions are carried out automatically, without the realised analysis. Out of the realised control some mechanisms of perception of an external world operate also. All of us yet do not know, how the information arriving from the outside is processed. However, judging at least on capacity of computers demanded for this purpose, it is easy to present, what extensive sites of a brain are occupied by decoding of a chaotic stream of touch signals, comparing them and connecting in a complete picture of world around - or that, than this world is represented to our sense organs.

Животные и растения Растения и животные Мир животных и растений Мир растений и животных Животные и растения


Органы чувств

Мир животного определяется его ощущениями. Часто преобладающую роль играет какой-то один орган чувств, но и другие непрерывно забрасывают хозяина градом информации.

Уши совы, бесшумно летящей над лугом в лунную ночь, чутко улавливают каждый шорох в траве, а от ее зорких глаз не скроется ни малейшее движение. Мышь, прощупывая дрожащими усиками дорогу в густом разнотравье, отыскивает по запаху пищу и все время вслушивается в ночную тишь - не донесется ли легкий шелест совиных крыльев. От органов чувств полностью зависит жизнь и мыши, и совы. Если подведет слух или зрение, то одной грозит мгновенная гибель, другой - голодная смерть. Так или иначе, потомства им больше не вывести. Жизнь новому поколению дадут лишь те, кто сумеет выжить, - совы и мыши с обостренными до предела органами чувств, а их потомство унаследует эти качества. Так из поколения в поколение оттачиваются в борьбе за выживание чувственные восприятия хищника и жертвы. В результате эволюционного процесса совы и мыши стали обладателями едва ли не самых высокоразвитых органов чувств во всем животном царстве.

Для нас с вами нет более важного чувства, чем зрение, а некоторые животные прекрасно обходятся без него, живя в темном мире запахов и прикосновений. Впрочем, большинство живых существ реагирует на свет в той или иной форме. Скажем, у земляного червя нет глаз, но все его тело ощущает солнечный свет. Поддетый лопатой червяк тотчас почувствует, что оказался на свету, и поспешит зарыться в землю, подальше от голодных птичьих глаз и жарких солнечных лучей. У животных световое восприятие сосредоточено главным образом в группах особых светочувствительных клеток, т. е. в глазах. Самые незатейливые по строению глаза у личинок насекомых, например, у гусениц. Они ощущают свет и движущиеся тени потенциальных врагов, но ничего более. Каждый простой глаз состоит из группы светочувствительных клеток, или сетчатки, расположенной   позади   неподвижного хрусталика, который служит ей защитой и фокусирует на ней световые лучи.


Сложные глаза

Сложные фасеточные глаза взрослого насекомого состоят из множества простых глазков. Так, глаз обычной пчелы включает примерно 5000 фасеток, каждая из которых охватывает свое крохотное поле зрения и преобразует его в примитивное изображение. Из этих бесчисленных элементов и складывается мозаичная картина окружающего мира.

Однако сложные глаза с их огромным полем обзора и отличной цветочувствительностью все же не дают четкого изображения предмета. В этом смысле куда более совершенны однокамерные глаза позвоночных животных (рыб, земноводных, рептилий, птиц и млекопитающих) и таких высокоразвитых беспозвоночных, как кальмары и каракатицы.

Органы чувствВ более высокоразвитом глазу знакомая нам структура "хрусталик-сетчатка" усовершенствована и позволяет получать более четкое изображение. Гораздо шире и разнообразнее набор светочувствительных клеток и в самой сетчатке. У наземных животных свет проникает в глаз через роговицу - выпуклое "окошко", образующее переднюю стенку глаза, - и хрусталик, гибкую линзу, способную изменять угол преломления. Благодаря этому меняется фокусировка, и независимо от расстояния на сетчатку попадает четкое изображение предмета. Результатом становится превосходная острота зрения, позволяющая таким птицам, как сокол-сапсан, замечать мелкую добычу с высоты до 100 м и со снайперской точностью поражать жертву.

Отличительной чертой большинства хищников является и бинокулярное зрение. Два прямо и близко посаженных глаза видят чуть разные изображения одного и того же предмета, которые, совмещаясь в мозгу, дают ощущение глубины. Способность безошибочно определять дистанцию до жертвы имеет огромное значение для хищных птиц.

Зато их потенциальной добыче - голубю - требуется круговой обзор, чтобы вовремя заметить врага. Поэтому его глаза расположены по бокам головы, расширяя угол зрения, но, не обеспечивая бинокулярного видения. Та же закономерность прослеживается и у млекопитающих - сравните, например, волка и оленя.


Цветовосприятие

Цвет светового луча зависит от длины волны. Самые короткие световые волны, которые способен различать человек, - фиолетовые, самые длинные - красные. У некоторых животных, например, собак, цветовое зрение развито хуже, чем у нас, зато у других оно выходит далеко за пределы видимого спектра. Многие насекомые (бабочки, пчелы) реагируют на отраженные цветами ультрафиолетовые лучи, а некоторые змеи (удавы, гремучие змеи, питоны) "видят" инфракрасное излучение своей теплокровной жертвы, улавливая его особыми рецепторами в ямках на губе. С их помощью гремучая змея находит в кромешной темноте добычу, подбирается к ней и наносит меткий удар.


Осязание

Если зрение - это восприятие световых лучей, то осязание и слух - это механическая реакция сенсорных клеток на внешние раздражители при прямом контакте с твердыми телами, жидкостями или под давлением воздуха. Для некоторых животных осязание является главнейшим из всех чувств. Моржу, выкапывающему моллюсков из донного грунта, помогает ориентироваться в мутной воде не только нежная и чувствительная кожа на морде, но и "усы", состоящие из 450 с лишним волосков. Через сеть нервных волокон они передают в мозг почти зримый образ морского дна. Ту же функцию выполняют живописные усы других млекопитающих и волоски у многих других живых существ. Скажем, насекомые ничего не ощущают поверхностью своего хитинового панциря, зато отлично осязают окружающие предметы тонкими волосками, проросшими сквозь кутикулу. У других животных эту функцию выполняют нервные окончания, расположенные в особо чувствительных участках кожи. Так, у приматов самой чувствительной тактильной зоной являются кончики пальцев, а у слона - кончик хобота. Осязательные рецепторы улитки сосредоточены на кончиках гибких рожек, а у болотных птиц вроде кроншнепа - на кончике длинного клюва.


Боковая линия

Постоянным клиентам мы предлагаем купить триммер бензиновый со значительными скидками

У рыб осязательные рецепторы собраны в боковых линиях по обеим сторонам тела. Боковая линия - это канал, тянущийся под кожей от головы до хвоста, снабженный рядом осязательных рецепторов и открывающийся наружу крохотными равномерно расположенными отверстиями. При движении рыбы в воде малейшие колебания наружного давления проникают в отверстия боковой линии и гидравлически передаются вдоль всего канала, стимулируя нервные окончания.

Благодаря этому рыба отлично ощущает свое непосредственное окружение. Слишком близко подплыв в темноте к препятствию, она почувствует повышение давления и свернет в сторону. При приближении другого предмета - скажем, врага - его удаленность, величину, направление движения и даже форму можно определить по волнам, которые расходятся от него в плотной водной среде.


Слух

Принцип действия органов слуха примерно тот же, что и боковой линии. Звуковые волны - это, по сути, те же колебания давления воздуха или воды. Так, издаваемый движением крыльев комариный писк представляет собой 500 колебаний давления (циклов) в секунду, т. е. его частота равна 500 герц. Чтобы ухо уловило эти колебания, звуковые волны должны попасть в слуховой канал, снабженный тонкой мембраной - барабанной перепонкой. Она вибрирует в резонанс с колебаниями внешнего давления, и эти вибрации передаются группе рецепторов, скрытых во внутреннем ухе.

У млекопитающих слуховые нервы расположены в извилистой конической трубке - улитке. Суженный конец этой трубки реагирует на высокие частоты (высокие ноты), а широкий - на низкие. Как и в случае со зрением, разные животные воспринимают различные диапазоны звуков. Кит слышит низкочастотные звуковые сигналы, доносящиеся за сотни километров в океанских водах. Зато летучая мышь улавливает звуки частотой до 100 тыс. герц. Верхний предел звуковосприятия человека составляет всего 20 тыс. герц.


Эхолокация

Есть медная труба на skladmetalla.ru.

Летучая мышь по-своему использует повышенную чувствительность к высоким частотам. Большинство этих зверьков ориентируется в пространстве по звуку, непрерывно издавая высокочастотные пощелкивания и определяя расстояние до препятствий и добычи по отраженному сигналу. Чем выше частота импульсов, тем эффективнее работает система.

Любопытно, что уши большинства мотыльков настроены так, что чутко улавливают эти ультразвуковые импульсы. Летучие мыши - их главные враги, так что чем раньше их услышишь, тем лучше.

У некоторых животных нет ушей как таковых, но они ощущают вибрации, передаваемые твердыми материалами. Змея совершенно глуха с анатомической точки зрения, но кости ее челюсти и черепа улавливают легчайшие сотрясения почвы.


Химические чувства

Органы чувствМы редко осознаем, что воздух полон мельчайших химических частиц, которые для некоторых животных не менее информативны, чем изображения или звуки. Змея, охотящаяся в траве, непрерывно пробует воздух раздвоенным языком, который подает уловленные частицы к особому рецептору в верхнем нёбе, называемому органом Якобсона. Анализируя их химический состав, змея безошибочно выслеживает жертву.

Собака тоже принюхивается к воздуху (и предметам), втягивая носом витающие химические частицы. Для нее запах является главной характеристикой окружающего мира, и даже со своими сородичами она общается с помощью запахов, оставляя свои "визитные карточки" у каждого фонарного столба.


Феромоны

шкафы-купе на заказ от производителя.

Запах способен передавать сильные сексуальные сигналы, и многие самки пользуются запахами для привлечения самцов. Эти химические вещества, называемые феромонами, часто разносятся ветром и улавливаются самцами на огромных расстояниях. Так, самка тутового шелкопряда вырабатывает феромон бомбикол, а самец улавливает его похожими на антенны рецепторами. Они чутко настроены на строго определенное вещество, и, едва ощутив его присутствие в воздухе, насекомое устремляется к источнику запаха.

С механизмом обоняния во многом схож механизм вкусовых ощущении - с той разницей, что химические частицы растворены в жидкостях и ощущаются только во рту. Обостренное вкусовое восприятие встречается у самых неожиданных животных, служа надежной защитой от ядовитой пищи. Так, паук часто хватает и парализует неподходящую добычу, но, едва отведав ее, тотчас выбрасывает прочь.


Электромагнитные чувства

О сенсорных системах некоторых животных мы имеем весьма туманное представление. Известно, что акула руководствуется, прежде всего, острым обонянием. Но на близком расстоянии она находит охваченную страхом жертву по слабым электросигналам ее нервных волокон. Их улавливает "батарейка" из заполненных студенистой массой рецепторов в голове акулы, причем у некоторых мелких видов эти органы даже могут генерировать беспорядочные электрические разряды, сбивающие с толку крупных акул.

По некоторым признакам, акулы пользуются этой системой и для ориентации в океане, каким-то образом замыкаясь на магнитное поле Земли (магнетизм и электричество - тесно связанные явления). Аналогичные органы, по-видимому, служат навигационными приборами китам и перелетным птицам.


Внутренние чувства

Животное не только реагирует на окружающий мир. Органы чувств нужны ему и для того, чтобы управлять собственным телом - сохранять равновесие, ориентироваться в пространстве, ощущать боль, голод, усталость, страх и многое другое.

Многие функции выполняются автоматически, без осознанного анализа. Вне осознанного контроля действуют и некоторые механизмы восприятия внешнего мира. Мы все еще не знаем, как обрабатывается поступающая извне информация. Впрочем, судя хотя бы по мощности требуемых для этого компьютеров, нетрудно представить, какие обширные участки мозга заняты расшифровкой сумбурного потока сенсорных сигналов, сопоставляя их и связывая в целостную картину окружающего мира - или того, чем этот мир представляется нашим органам чувств.