Animals and plants Plants and animals Fauna and plants Flora and animals Animals and plants

Hedgehogs

many well know the Prickly kid of a hedgehog and love. But not all members of family of hedgehogs are armed by prickles. At gimnurov and hairy hedgehogs the body is covered rigid or even soft and a fine hair.

Hedgehogs It is considered to be that the very first hedgehogs have appeared on the Earth about 30 million years ago, in oligotsene. By the end following miotsenovogo the period, i.e. About 5 million years ago, hedgehogs were settled on all planet, except Australia, the South America, Madagascar and Antarctic. Fossil remains of a huge hairy hedgehog concern this epoch ( Deinogalerix). This large animal in size about an average dog lived in the south of Italy, and in its diet other mammals, apparently, entered.

For last 5 million years hedgehogs at any stage have disappeared in the North America. Today they widespread across all Europe, since Southern Scandinavia and finishing British isles, in Russia, in all Africa, in the Near East, in China and South East Asia. In Australia they are not present, but in New Zealand great variety.

All prickly hedgehogs are approximately identical on size - length of a body with a head no more than 20-30 sm - and are protected by a dense thorny armour. Needles, and actually modified hairs, cover from above and from sides all body and a head part. The muzzle and a paunch of a small animal have grown with rough hair. At the slightest danger the hedgehog by means of special longitudinal and koltsevidnyh muscles is turned off in almost impregnable prickly sphere, having bristled up terrible needles. However the thorny cover a small animal, as a brush, schesyvaet from wood grasses of hungry pincers and fleas of which cannot get rid any more. Ability of hedgehogs to collect on itself wood ticks scientific steels to use for the account of these dangerous parasites in the centers entsefalita and tuljaremii.

At hairy hedgehogs the body form approximately same, but instead of needles they are covered by hair of different colouring, density and the invoice - from rigid to soft and thin. They differ from the prickly relatives long as at a rat, a tail covered horn cheshujkami, and are more similar to shrews, than on hedgehogs. Besides they are quicker and lovchee in movements whereas prickly hedgehogs prefer to move slow shuffling step.

At all hedgehogs the sharp extended muzzles that it was convenient to rummage in a dense underbrush in search of a forage. The hearing at them excellent, and a hearing aid is well developed, though almost at all kinds ears small and round. The exception is made, certainly, ushastye by hedgehogs, whose auricles which have acquired white hairs are much longer. Aggravating hearing, they, probably, serve small animals for search of extraction or improve teplootdachu in a hot climate of native deserts. At living in Asia and the North Africa deserted hedgehogs ears too are longer, than at their European colleagues. The thorny armour at them is slightly less, so the soft fur covers also the bottom parts of sides. The length of a needle no more than 3 see Besides ushastye hedgehogs differ surprising stability to strong poisons - for example, to poison of a viper - and to an overheat.


Habits

Hedgehogs conduct mainly lonely nocturnalism though occasionally happen, are active and in the mornings. Night without a break they are occupied by forage searches, and have a rest in the afternoon and sleep. Despite strong paws and the claws adapted for digging of the earth, the West European hedgehogs do not dig holes, and are arranged on day rest somewhere in dense ezhevichnike or a radical hollow. Having curtailed into a leaky ball, the hedgehog sleeps in a time nest from a grass and dry leaves or is simple on the naked earth. Will pass some days, and the hedgehog will get over on a new place where will arrange other den. Ushastye and deserted hedgehogs build nests in secluded cracks between stones, and sometimes dig own holes, expand the dwellings left by former owners or even occupy enormous termitaries, which not a rarity in the Central Africa. Ohotnee all pregnant females where arrange nests for posterity lodge in holes. Gimnury too spend day in refuges between roots of trees, among stones, in hollows or the left holes. Ordinary gimnur prefers to lodge on marshy soils on coast of streams and in mangrovyh thickets.


Hibernation

In adverse conditions hedgehogs are capable to run into hibernation. The European hedgehogs usually plunge into a deep sleep for all winter, reacting not so much to a cold, how many on shortage of a forage. Some deserted subspecies run into hibernation in the most hot and dry season, hiding from an overheat in holes. In this case speak not about winter, and about summer hibernation. For summer months the West European hedgehog quite often gets fat, almost twice, accumulating stocks of hypodermic fat for long wintering. With approach of colds it suits warm zimovochnuju a hole, having chosen a convenient place under a shed, in a green hedge or a heap of garden dust. The nest is covered by a layer of dry foliage and a grass in the thickness to 50 sm and densely stamped. Thanks to it inside at any frosts the constant temperature remains, never falling below zero.


Spring awakening

Depending on stocks of fat and presence of a forage hedgehogs lie down in hibernation during the period from the beginning of winter till the end of December, and males, as a rule, before females. From time to time they wake up and even come to light, but the present awakening comes only in the spring when fatty stocks and then forage searches become their main care will completely be settled. The night-time for saturation does not suffice a hedgehog, and in the spring it often catches sight at the height of day or has an effect rustling of dry last year's foliage.

Gimnury and usual hedgehogs living in damp tropics do not require hibernation for the forage at them always are a lot of. Some New Zealand hedgehogs lie down in hibernation for winter months, and inhabitants of warmer edges, as a rule, are active all year long. However all of them are inclined to run into hibernation if them to take from a habitual inhabitancy.


a Food

Hedgehogs concern insectivorous animals, and the basis of their diet is made by every possible insects and bespozvonochnye. Besides such recognised delicacies as bugs and earthworms, the West European hedgehogs willingly eat caterpillars, uhovertok, larvae and multilegs, regale on baby birds and eggs of birds nesting on the earth, and as required do not disdain also drop. A pleasant variety seeds bring in their menu, berries, fruits and other vegetative food.

The European kinds lodge in coppices, on edges of woods, porosshih a grass heathlands, in gardens and parks more often. Deserted and ushastye hedgehogs meet in the most different corners of the area, but, preferring dry places for the device of nests, avoid areas with plentiful deposits. In deserts where there are not enough insects, small rodents enter into a diet of hedgehogs, apparently. Gimnury live in nizinnyh rainforests, perfectly float and besides insects eat Crustacea, frogs, molluscs and even fish.


Where to have a bite?

In search of a forage the hedgehog is helped by excellent sense of smell and hearing. In the nightly wanderings the small animal constantly sniffs to smells and is capable to guess a worm on depth to 3 it see Sharp claws instantly breaks off the earth and reaches an ill-starred victim. The rest of the time a hedgehog, snuffling and pofyrkivaja, it is noisy digs in dry foliage, in green fences, on wood edges or in crude lowlands, continually, listening, whether will rustle nearby any zhuchok.


Healthy appetite

Hedgehogs are always ready to be supported with something but when comes to reserve time fat before zaleganiem in hibernation, turn to the present gluttons. Without having saved up enough fat, the small animal cannot fall asleep and hardly will worry winter. For a night the hedgehog on the average passes to 3 km in search of a forage, and males bypass the big territory, rather than females.

Jaws of a hedgehog are arranged so that the bottom cutters as if a scoop, select an insect and submit it to top. The bottom cutters rather tupy, but sharp top perfectly bite through extraction.


Reproduction

Depending on a habitat hedgehogs breed at various times year, and inhabitants of tropics - even all year long. At some kinds of no more than one issue in a year, others - including the West European hedgehog - can give and two broods.

The First marriage period of the West European hedgehog usually comes in April, soon after awakening from hibernation. The male started up in night wanderings couples with any female favourable to it. At first it makes some circles round the attracted girlfriend then partners, it is noisy puffing and snuffling, pass to business. On it all matrimonial relations come to an end, and later 31-35 days the female brings posterity in specially arranged nest.


Ezhata

Hedgehogs In a brood happens from 2 to 7 kids. Ezhata will be born blind, naked and absolutely helpless. The future needles only bugorkami are designated on a pink skin not to injure mother at sorts. However in some hours at ezhat white and soft needles, and later three days - dark grow at first. At fortnight age white needles absolutely disappear in weight of the dark. Mummy disturbed during the first hours after the delivery can eat the posterity. But if all passes safely, small ezhata quickly grow and develop. In two weeks at them eyes open, and the muzzle and a paunch start to acquire hair.


Two broods for a summer

By the end of the third week of a life on change to milk teeth at ezhat constants grow, and they are ready to follow mummy in campaigns behind a forage. Even three-four weeks she will feed with their milk, and then simply will expel from a nest.

If the first brood was in May in the end of summer ezhiha can quite bring the second issue. However to the cubs who were born on the threshold of autumn, it is much more difficult to survive, than to their big brothers at which in a stock of the whole three months, to grow up and save up fat for the winter. Passing to own corn, young ezhata weigh nearby 250 g - ten times more than at a birth but to worry winter, they should weigh not less than 400 New generation will reach a sexual maturity only next year, at 11-month's age.

At ushastyh hedgehogs there is only one issue in a year from July till September. In a brood usually 4-7 cubs who are born in the special nested chamber arranged in the deepest and cool corner of an underground hole. Pregnancy at different kinds lasts from 30 till 59 days. In an issue ordinary and small gimnurov, as a rule, is no more than two-three cubs.

Животные и растения Растения и животные Мир животных и растений Мир растений и животных Животные и растения


Ежи

Колючего малыша ежика многие хорошо знают и любят. Но далеко не все члены семейства ежей вооружены колючками. У гимнуров и волосатых ежей тело покрыто жесткими или даже мягкими и тонкими волосами.

ЕжиПринято считать, что самые первые ежи появились на Земле около 30 млн. лет назад, в олигоцене. К концу следующего миоценового периода, т. е. около 5 млн. лет назад, ежи расселились по всей планете, кроме Австралии, Южной Америки, Мадагаскара и Антарктики. Именно к этой эпохе относятся ископаемые останки гигантского волосатого ежа (Deinogalerix). Этот крупный зверь величиной со среднюю собаку обитал на юге Италии, и в его рацион, по-видимому, входили другие млекопитающие.

За последние 5 млн. лет ежи на каком-то этапе исчезли в Северной Америке. В наши дни они широко распространены по всей Европе, начиная с Южной Скандинавии и заканчивая Британскими островами, в России, во всей Африке, на Ближнем Востоке, в Китае и Юго-Восточной Азии. В Австралии их нет, зато в Новой Зеландии великое множество.

Все колючие ежи примерно одинаковы по величине - длина тела с головой не больше 20-30 см - и защищены густым иглистым панцирем. Иголки, а на самом деле видоизмененные волоски, покрывают сверху и с боков все тело и часть головы. Мордочка и брюшко зверька заросли грубыми волосами. При малейшей опасности еж с помощью особых продольных и кольцевидных мышц сворачивается в почти неуязвимый колючий шар, ощетинившись грозными иглами. Однако своим иглистым покровом зверек, как щеткой, счесывает с лесных трав голодных клещей и блох, от которых уже не может избавиться. Способность ежей собирать на себя лесных клещей ученые стали использовать для учета этих опасных паразитов в очагах энцефалита и туляремии.

У волосатых ежей форма тела примерно такая же, но вместо игл они покрыты волосами разной окраски, густоты и фактуры - от жестких до мягких и тонких. От своих колючих родственников они отличаются длинным, как у крысы, хвостом, покрытым роговыми чешуйками, и больше похожи на землероек, чем на ежей. К тому же они проворнее и ловчее в движениях, тогда как колючие ежи предпочитают передвигаться неторопливым шаркающим шагом.

У всех ежей острые вытянутые мордочки, чтобы удобно было рыться в густом подлеске в поисках корма. Слух у них отменный, и слуховой аппарат хорошо развит, хотя почти у всех видов ушки маленькие и круглые. Исключение, разумеется, составляют ушастые ежи, чьи обросшие белыми волосками ушные раковины заметно длиннее. Обостряя слух, они, возможно, служат зверькам для поиска добычи или же улучшают теплоотдачу в жарком климате родных пустынь. У обитающих в Азии и Северной Африке пустынных ежей уши тоже длиннее, чем у их европейских собратьев. Иглистый панцирь у них несколько меньше, так что мягким мехом покрыты и нижние части боков. Длина иглы не больше 3 см. К тому же ушастые ежи отличаются удивительной устойчивостью к сильным ядам - например, к яду гадюки - и перегреву.


Повадки

Ежи ведут преимущественно уединенный ночной образ жизни, хотя изредка бывают, деятельны и по утрам. Ночь напролет они заняты поисками корма, а днем отдыхают и спят. Несмотря на сильные лапы и когти, приспособленные к рытью земли, западноевропейские ежи не роют нор, а устраиваются на дневной отдых где-нибудь в густом ежевичнике или прикорневом дупле. Свернувшись в неплотный клубок, ежик спит во временном гнезде из травы и сухих листьев или просто на голой земле. Пройдет несколько дней, и еж переберется на новое место, где устроит другое логово. Ушастые и пустынные ежи строят гнезда в укромных щелях между камнями, а иногда роют собственные норы, расширяют жилища, покинутые прежними хозяевами или даже занимают громадные термитники, которые не редкость в Центральной Африке. Охотнее всех селятся в норах беременные самки, где устраивают гнезда для потомства. Гимнуры тоже проводят день в убежищах между корнями деревьев, среди камней, в дуплах или покинутых норах. Обыкновенный гимнур предпочитает селиться на болотистых почвах по берегам ручьев и в мангровых зарослях.


Спячка

В неблагоприятных условиях ежи способны впадать в спячку. Европейские ежи обычно погружаются в глубокий сон на всю зиму, реагируя не столько на холод, сколько на нехватку корма. Некоторые пустынные подвиды впадают в спячку в самое жаркое и сухое время года, прячась от перегрева в норах. В этом случае говорят не о зимней, а о летней спячке. За летние месяцы западноевропейский еж нередко толстеет, чуть ли не вдвое, накапливая запасы подкожного жира для долгой зимовки. С приближением холодов он устраивает теплую зимовочную нору, выбрав удобное местечко под сараем, в живой изгороди или куче садового мусора. Гнездо выстилается слоем сухой листвы и травы толщиной до 50 см и плотно утрамбовывается. Благодаря этому внутри при любых морозах сохраняется постоянная температура, никогда не опускаясь ниже нуля.


Весеннее пробуждение

В зависимости от запасов жира и наличия корма ежи залегают в спячку в период с начала зимы до конца декабря, причем самцы, как правило, раньше самок. Временами они просыпаются и даже выходят наружу, но настоящее пробуждение наступает только весной, когда полностью исчерпаются жировые запасы, и тогда поиски корма становятся их главной заботой. Темного времени суток для насыщения ежу не хватает, и весной он часто попадается на глаза в разгар дня или дает о себе знать шуршанием сухой прошлогодней листвы.

Гимнуры и обитающие во влажных тропиках обычные ежи не нуждаются в зимней спячке, ибо корма у них всегда вдоволь. Некоторые новозеландские ежи залегают в спячку на зимние месяцы, а жители более теплых краев, как правило, активны круглый год. Однако все они склонны впадать в спячку, если их извлечь из привычной среды обитания.


Питание

Ежи относятся к насекомоядным животным, и основу их рациона составляют всевозможные насекомые и беспозвоночные. Помимо таких признанных деликатесов, как жуки и земляные черви, западноевропейские ежи охотно поедают гусениц, уховерток, личинок и многоножек, лакомятся птенцами и яйцами гнездящихся на земле птиц, а при случае не брезгуют и падалью. Приятное разнообразие в их меню вносят семена, ягоды, плоды и прочая растительная пища.

Европейские виды чаще всего селятся в перелесках, на опушках лесов, поросших травой пустошах, в садах и парках. Пустынные и ушастые ежи встречаются в самых разных уголках своего ареала, но, предпочитая сухие места для устройства гнезд, избегают районов с обильными осадками. В пустынях, где мало насекомых, в рацион ежей входят, по-видимому, мелкие грызуны. Гимнуры обитают в низинных тропических лесах, отлично плавают и помимо насекомых питаются ракообразными, лягушками, моллюсками и даже рыбой.


Где заморить червячка?

В поисках корма ежу помогают отличное обоняние и слух. В своих еженощных странствиях зверек постоянно принюхивается к запахам и способен учуять червя на глубине до 3 см. Острыми когтями он мгновенно разрывает землю и добирается до злополучной жертвы. Остальное время еж, сопя и пофыркивая, шумно копается в сухой листве, в зеленых изгородях, на лесных опушках или в сырых низинах, то и дело, прислушиваясь, не зашуршит ли поблизости какой-нибудь жучок.


Здоровый аппетит

Ежи всегда готовы чем-нибудь подкрепиться, но когда приходит время запасать жир перед залеганием в спячку, превращаются в настоящих обжор. Не накопив достаточно жира, зверек не сможет заснуть и вряд ли переживет зиму. За ночь еж в среднем проходит до 3 км в поисках корма, причем самцы обходят большую территорию, нежели самки.

Челюсти ежа устроены так, что нижние резцы, словно совок, подбирают насекомое и подают его к верхним. Нижние резцы сравнительно тупы, зато острые верхние отлично прокусывают добычу.


Размножение

В зависимости от места обитания ежи размножаются в разное время года, а жители тропиков - даже круглый год. У некоторых видов не больше одного приплода в год, другие - в том числе западноевропейский еж - могут давать и два выводка.

Первый брачный период западноевропейского ежа обычно наступает в апреле, вскоре после пробуждения от спячки. Пустившийся в ночные странствия самец спаривается с любой благосклонной к нему самкой. Сначала он совершает несколько кругов вокруг приглянувшейся подруги, после чего партнеры, шумно пыхтя и сопя, переходят к делу. На этом все супружеские отношения заканчиваются, а спустя 31-35 дней самка приносит потомство в специально устроенном гнезде.


Ежата

ЕжиВ выводке бывает от 2 до 7 малышей. Ежата родятся слепыми, голыми и совершенно беспомощными. Будущие иголки лишь бугорками обозначены на розовой коже, чтобы не травмировать мать при родах. Однако уже через несколько часов у ежат отрастают сначала белые и мягкие иголки, а спустя трое суток - темные. В двухнедельном возрасте белые иглы совершенно скрываются в массе темных. Потревоженная в первые часы после родов мамаша может съесть свое потомство. Но если все проходит благополучно, маленькие ежата быстро растут и развиваются. Через две недели у них открываются глаза, а мордочка и брюшко начинают обрастать волосами.


Два выводка за лето

К концу третьей недели жизни на смену молочным зубам у ежат вырастают постоянные, и они готовы следовать за мамашей в походах за кормом. Еще три-четыре недели она будет кормить их молоком, а затем попросту выгонит из гнезда.

Если первый выводок был в мае, то в конце лета ежиха вполне может принести второй приплод. Однако детенышам, появившимся на свет в преддверии осени, гораздо труднее выжить, чем их старшим братьям, у которых в запасе целых три месяца, чтобы подрасти и накопить жир на зиму. Переходя на собственные хлеба, юные ежата весят около 250 г - в десять раз больше, чем при рождении, но чтобы пережить зиму, они должны весить не меньше 400 г. Новое поколение достигнет половой зрелости только в следующем году, в 11-месячном возрасте.

У ушастых ежей бывает только один приплод в году с июля по сентябрь. В выводке обычно 4-7 детенышей, которые появляются на свет в особой гнездовой камере, устроенной в самом глубоком и прохладном уголке подземной норы. Беременность у разных видов длится от 30 до 59 дней. В приплоде обыкновенных и малых гимнуров, как правило, насчитывается не больше двух-трех детенышей.